Вышивка для начинающих - 2 Сентября 2010 - Источник славянской Культуры
Приветствую Вас Заглянувший | RSS
Суббота
25.03.2017, 01:50
Источник славянской Культуры
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Реклама

Наш опрос
Как вы относитесь к продаже земли?
Всего ответов: 139

Главная » 2010 » Сентябрь » 2 » Вышивка для начинающих
Вышивка для начинающих
17:29






Для вышивания необходимо иметь нитки, ткань, иглу, ножницы, крючок и пяльцы. Для вышивания на пяльцах наперсток не нужен. 

Нитки
Для вышивания используются нитки типа мулине. Мулине наматывают в пасмы, в одной пасме шесть нитей. На схемах указаны нитки палитры DMC (Франция). Если Вы располагаете нитками других палитр, их тоже можно использовать, ориентируясь на цветное изображение или описание цвета в черно-белой схеме, а так же используя таблицы перевода. Длина нитки не должна превышать 50-60 см, в противном случае нить изнашивается быстрее, и вышивка принимает неопрятный вид.

Ткань
канва Aida Вышивать можно на любой ткани, главное чтобы количество нитей совпадало по вертикали и горизонтали в квадрате 10х10 см. Можно использовать лен. Для начинающих удобнее вышивать на канве Аида. В зависимости от того, какой номер Аиды Вы выберете - рисунок получится крупнее или мельче. . Вышивка должна располагаться в центре ткани таким образом, чтобы все поля были одинаковы. Эти поля не зашивают, они необходимы при натягивании ткани на пяльцы, а также на картон при оформлении в раму уже готовой вышивки. Оптимальный размер - 5 см с каждой стороны.

Если ткань сильно накрахмалена, то для удобства вышивания на ней ее следует слегка смочить. Чтобы не обсыпались края у ткани, обметайте их на швейной машинке или вручную, а так же можно оклеить бумажным скотчем.. Следите за толщиной нити (мулине) и номером ткани (плотность переплетения). В инструкции к схеме, как правило, указывается количество нитей для вышивания данного мотива.
Цвета канвы разнообразны. В случае, когда ткань не зашивается целиком, или же фон одного цвета занимает приличную площадь, Вы можете подобрать цвет канвы под цвет фона.
Закончив работу на ткани, ее следует аккуратно постирать в мягком порошке для цветных тканей, проплоскать, используя кондиционер для белья, высушить (желательно растянуть на раме) и отпарить с изнаночной стороны через ткань утюгом.

Игла
Игла для вышивания крестом (гобеленовая) должна быть:
1) без острия, т. е. с затупленным окончанием, которое при прокалывании как бы раздвигает нити ткани, не расщепляя их и не захватывая нити мулине уже вышитых соседних крестиков ;
2) с длинным ушком, которое позволяет легко продевать любую нить мулине - хлопок или шерсть ;
3) подходить под тип ткани по своей толщине - чем меньше номер иглы, тем она толще.
Для вышивания на пяльцах нужна игла подлиннее, а на руках - покороче. При использовании рамы или станка для вышивания удобна двусторонняя игла с ушком по середине.

Примерное соответствие номера ткани к номеру иглы:
Aida #6 - 18
Aida #8 - 19/20
Aida #11 - 21/22
Aida #14, лён #28 - 23/24
Aida #16, лён # 32 - 24/25
Aida #18, лён # 36 - 25/26
Aida #20, лён # 40 - 26

Диаметр иглы в мм:
#13 - 2.34
#14 - 2.03
#15 - 1.83
#16 - 1.63
#17 - 1.42
#18 - 1.27
#19 - 1.17
#20 - 1.09
#21 - 1.02
#22 - 0.94
#23 - 0.86
#24 - 0.76
#25 - 0.69
#26 - 0.61

Ножницы
Ножницы для рукоделия должны быть маленькими (10-12 см) с острыми концами. Если у Вас нет под рукой специальных ножниц, то можно использовать маникюрные.

Крючок
Крючок удобно использовать при совершении ошибки, вытягивая хвостик нити из ткани.

Пяльцы
Для вышивания мелких мотивов обычно применяют круглые пяльцы подходящего размера. На меньшее кольцо кладут ткань, расправляют ее во всех направлениях, сверху - большое кольцо. Не следует вытягивать края ткани, после того как пяльцы плотно прижаты, воизбежании ее повреждения. Для вышивания больших картин лучше использовать раму, настольный или напольный станок.

КАК ВЫШИВАТЬ

При вышивании никогда не делают узлов. Перед началом вышивания нитка закрепляется на ткани следующим образом: делают один стежок, не вытягивая нитку до конца из ткани, оставшийся кончик нитки пришивают двумя-тремя последующими короткими стежками вперед иголкой. Далее это место закрывается вышивкой. Также можно закрепить нить, пропустив ее сквозь нити канвы, т. е. вштопать в ткань. Заканчивая вышивку, рабочую нитку надо протянуть под стежками со стороны изнанки, излишек необходимо отрезать ножницами близко к ткани.

Виды швов
Крест - это один из самых распространенных видов украшающих швов. Он распадается на два вида: русский (одинарный) и болгарский (двойной). Шов "крест" может быть употреблен для украшения салфеток, скатертей, дорожек и других тканевых вещей, а также для оформления предметов одежды. Крест является основным элементом для изображения разнообразных рисунков, как простейших, так и самых сложных, вплоть до пейзажей и портретов.

Русский крест шов
''русский крест'' начинают вышивать слева снизу по диагонали направо вверх, а заканчивают справа снизу по диагонали налево вверх. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. Ряд крестиков вышивается вперед-назад. Сначала кладут ряд нижних стежков слева направо, а затем в обратном направлении накрывают их верхними. На изнаночной стороне работы между крестиками получаются вертикальные двойные стежки. Для перехода к следующему участку такого же цвета, который находится на расстоянии от предыдущего не более, чем на три клеточки, можно сделать на изнаночной стороне вертикальную или горизонтальную протяжку. Протяжки закрываются вышивкой или прокладываются под уже вышитые стежки.

Болгарский крест шов
''болгарский крест'' отличается от русского тем, что осложнен еще двумя перекрещивающимися линиями. Сделав сначала русский крест по диагональным линиям, дополняют его поперечными линиями по вертикали и горизонтали. Каждая клеточка представляет собой звездочку, из тысячи таких звездочек строятся рисунки самых различных красок, тонов, очертаний. При вышивании болгарским крестом обычно на изнанку не обращают внимания. Рисунок смотрят только с лица.

Полукрест шов
''полукрест'' также можно применять при вышивании по схемам для вышивки крестом. Уже из названия видно, что этот шов делается очень просто. Кладутся только первые стежки креста. Если в схеме одновременно применяются швы "крест" и "полукрест", то направление "полукреста" должно совпадать с направлением верхнего стежка "креста".

Обметочные стежки
предохраняют обрезанные места ткани от обсыпания ниток. При обметке нитка должна плотно (но не туго, чтобы ткань не стянуло) охватывать место среза ткани и ложиться в форме спирали (обвивать).

Шов вперед иголку
шов ''вперед иголку'' применяют в вышивании для закрепеления нити. Это простейший стежок, его еще называют сметочным. Выполняется справа налево. Иглу вкалывают попеременно на лицевой и изнаночной стороне ткани, стежки при этом делают одинаковой величины на одной линии.

Шов назад иголку шов
''назад иголку'' доволно часто применяют при вышивки крестом для более четкого очертания деталей. Его делают уже после того, как вышиты все крестики по схеме. Этот стежок выполняется справа налево, но игла входит в ткань на лицевой стороне сзади нитки. На изнаночной стороне получаются более длинные стежки, наслаивающиеся один на другой, а на лицевой стороне стежки ложатся один за другим и напоминают машинную строчку. Длина одного стежка на лицевой стороне может быть разной, но всегда ограничивается точками пересечения клеточек на схеме.

Изнанка
Для вышивания картин изнанка не имеет большого значения, т. к. готовая работа оформляется в раму и изнаночная сторона закрывается. Но все-таки следует придерживаться вышеизложенных правил, т. к. неопрятная изнанка плохо отразится на лицевой стороне. Например:
- большие узлы могут придать вышивке при глажении бугристый вид, а маленькие узелки легко пробьются на лицевую сторону;
- длинные протяжки стягивают ткань и не дают ее выровнить при глажении в случае перекоса, который иногда происходит при вышивании;
- протяжки по диагонали дают перекос вышивки, а также при большом количестве цветов на маленьком участке создают эффект узла.

Полезные советы по вышиванию


Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.

Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.

В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

К старинным русским швам относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, "козлик", белая мелкая строчка.

Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусскую. К северной относятся работы Архангельской, Новгородской, Псковской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Костромской, Владимирской; к среднерусской - Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Тамбовской и Воронежской областей.

Самые распространенные приемы северной вышивки: крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь.

Северные сюжетные композиции чаще всего выполнялись швами роспись и набор. В некоторых районах русского Севера узоры на передниках, подолах рубах и полотенцах вышивали крестом, как правило, одноцветным: красным по белому или белым по красному холсту. В узорах изобразительные мотивы преобладали над геометрическими. Сложные композиции передавались силуэтно, контурно, в одном цвете, одним приемом. Здесь же наряду с женским костюмом и мелкими бытовыми вещами и вышивкой украшали декоративные изделия: полотенца, подзоры и др.

Крестьянские вышивки среднерусской полосы значительно отличались от Северных. В узорах преобладали геометрические формы с фигурой гребенчатого ромба с "отметками", то есть с двумя выступами на каждом углу, носящими название "репей" или "орепей". Они отличались необыкновенным разнообразием узоров и вариантов расцветок.

Вышивки среднерусской полосы многоцветны. Фон просматривается, как и сам орнамент. Кроме вышивки в оформлении изделия присутствует узорное ткачество, полосы ленты, кумача, цветной ткани, а также кружева и позумент.

В южных районах её применяли главным образом для украшения женской одежды и полотенец.

Одной из наиболее интересной и распространенных вышивок среднерусской полосы является цветная перевить Смоленской, Тульской, Калужской областей. Кроме перевити встречаются швы: набор, роспись, "косичка", "козлик", крест, счетная гладь, мережки.

На основе изучения традиций и опыта старых мастеров творческие коллективы художественных промыслов создают декоративные изделия, которые отвечают эстетическим требованиям современного искусства.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров и др.

Давно ли на Руси вышивают?

И сразу отвечу - очень давно. Да это и понятно. Человек всегда стремился украсить свое жилье да и себя разными поделками. Изыскания археологов показывают, что еще в каменном веке человек расписывал стены пещер, носил украшения из камня, а затем и из металла. Конечно, древняя одежда из шкур, кожи и ткани не могла сохраниться, ее век недолог. Однако в музеях можно познакомиться с замечательными, изысканными по технике вышивками XV и XVI веков. Вышитую одежду мы видим и на картинах эпохи возрождения. По виду этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево, вязать человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы, Можно предположить, что название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин - бубен. И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пяльцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек - то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.

Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной кудели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения - холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань - тонкую и очень толстую.

Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Из овечьей шерсти готовили и валяную ткань и валяные изделия. Одежду - рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.

Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.

Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.

Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга. В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. Даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету. Так, воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные - красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма онообразными - красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объянялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее и растительность. По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной кручено пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность - «атласники».

По полотну и особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность - «орловский спис».

Вышивка крестом, полукрестом-росписью тоже зародилась на Руси давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью.

По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов» так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки - переход нити на лицо. Такая вышивка зародилась во Владимирской области и называется «владимирская гладь».

Во Владимирской области в пос. Мстёра родилась и другая разнвидность глади - «мстёрская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету. Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки - двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника - стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.

Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие - вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и боярышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство. Поезжайте в Сергиеву Лавру, познакомьтесь с музейными редкостями, сходите в Исторический музей, в музей народного творчества, что на Делегатской улице, и вы увидите такое разнообразие вышивки, такую красоту и сказку, что обязательно захотите попробовать сделать хоть что-нибудь подобное.


Источник

О.О. Гассюк, М.Г. Степан - Художественное вышивание

В альбоме отражены самобытность, разнообразие и художественное совершенство узоров в вышивках народов нашей страны. Ярко показан расцвет искусства народной вышивки в СССР, благотворное влияние сближения и взаимного обогащения национальных культур. Дан краткий исторический обзор развития искусства вышивания на Украине, раскрыты мотивы украинского народного орнамента. Приведены сведения об оборудовании вышивальной мастерской, инструментах и приспособлениях для мастерской ручного и машинного вышивания, о стирке и глажении вышитых изделий, ассортименте тканей и ниток. Описаны различные виды мережки, швов, методы вышивания, показаны образцы вышивок для отделки изделий и примеры некоторых характерных изделий, украшенных художественной вышивкой и аппликацией.
Для учащихся художественно-промышленных училищ. Будет полезен работникам художественных промыслов и всем, кто интересуется вышивкой.

Издание: Киев: "Вища Школа"    
Год: 1987    
Формат: DJVU

Полезные советы по вышиванию


Захарчук-Чугай Р.В. - Украинская народная вышивка

В монографии впервые в историческом аспекте рассматривается украинская народная вышивка как своеобразное художественное явление, один из распространенных видов народного творчества, в котором нашла свое отражение художественая культура украинского народа. Комплексно исследуется искусство вышивки во всем разнообразии, ее социальное значение и место в ходожественной традиции украинцев. Дан анализ техники исполнения, художественных особенностей разноплановых видов вышивки, осуществлена классификация содержания и формы орнаментальных мотивов и композиционных схем.
Для искусствоведов, историков искусства, этнографов, народных мастеров вышивки.

Издание: Киев: "Наукова думка"    
Год: 1988    
Формат: DJVU


Полезные советы по вышиванию



Г.С. Маслова - Орнамент русской народной вышивки

Книга посвящена русской народной вышивке. В ней рассматриваются техника выполнения вышивки, ее сюжеты и семантика отдельных орнаментированных мотивов. Автором выделены основные типы вышивки и их ареалы, показана связь типов вышивки с различной социальной средой. Книга богато иллюстрирована и рассчитана на искусствоведов, этнографов, историков, а также на широкий круг читателей.

Издание: "Наука"
Год: 1978    
Формат: DJVU

Полезные советы по вышиванию



Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинина Р.Ф. - Вышивка

В книге описано выполнение новых образцов вышитых изделий: салфеток, дорожек, скатертей, наволочек на диванные подушки, блузок и пр., созданных на основе народной вышивки.
Рассмотрено выполнение народных швов: строчевых - Ивановской, Горьковской, Новгородской и других областей; белой и цветной глади Владимирской области.
Кратко изложено выполнение народной вышивки машинным способом.

В книге приведены фотографии образцов и фрагментов вышитых изделий, различные узоры, выполненные в цвете, и рисунки, иллюстрирующие приемы вышивания.
В Приложениях даны некоторые рисунки узоров в натуральную величину.
Книга может служить пособием для широкого круга вышивальщиц.

Издание: М.: "Ростехиздат"
Год: 1960    
Формат: PDF


Г.Дурасов (составит.) - Изобразительные мотивы в русской народной вышивке

Коллекция русской народной вышивки из Музея народного искусства - одна из самых значительных среди других в музейных собраниях страны. Здесь хранится большое количество украшенных вышивкой предметов крестьянского и городского быта и одежды XVIII и - начала XIX веков.
Большое количество вариантов вышивок богатство и разнообразие мотивов орнамента и его композиционных решений дают в руки исследователя коллекции бесценный материал для понимания путей развития славяно-русского орнамента.

Издание: "Советская Россия"    
Год: 1990    
Формат: DJVU


 скачать архив

Просмотров: 22074 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 1.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Контакты
Кнопка нашего сайта:

Культура славян



Связаться с нами:

e-mail:
rodnover2008@yandex.ru

Принимаем предложения по обмену ссылками.

Статистика

Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017